Лессирующие картины
Витраж в интерьере.
Витраж (франц. Vitrage, от лат. Vitrum – стекло) – орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.Витраж является не только элементом оформления интерьера дома, но и своеобразным произведением искусства. Назначение витражей весьма разнообразно: витражи вставляют в дверные филенки и оконные стекла, с помощью витражей можно изолировать помещения от посторонних глаз, пропуская при этом солнечный свет, и, конечно, везде, где бы он был не установлен, витраж является великолепным декоративным украшением.
Испокон веков витражи создавались для декорирования помещения: с ними храм, дом или другое здание становится необычным. Витражи наполняют пространство новыми красками и придают интерьеру неповторимый шарм.
Сегодня искусство изготовления витражей вновь становится популярным. Традиционно витражные элементы использовали для сквозного освещения и заполнения проёма, чаще всего оконного. В наше время, с развитием новых технологий и тенденций архитектурной моды, витражные конструкции применяются значительно шире, в том числе и для декорирования различных деталей интерьера и экстерьера, домов, офисов, ресторанов и других помещений.
Витражи помогают создать эксклюзивный и индивидуальный стиль помещения, поэтому дизайнеры интерьеров в настоящее время активно используют витражи при разработке проекта интерьера. Витражи позволяют уйти от стандартного оформления и привычных решений, сделав стиль помещения особенным.
Технологии
• Техника «Тиффани»
В конце XIX века Луис Комфорт Тиффани усовершенствовал технологию сборки витража и создал новые образцы художественного стекла. С тех пор прошло более сотни лет, но большинство работ все так же выполняются в технике Тиффани. Благодаря «Тиффани», стало возможным изготавливать витражи, включающие мельчайшие детали и разнообразные декоры-вставки. Как правило, такие изделия отличаются более тонким и изящным рисунком. Это придает композиции оригинальность и неповторимость.
С XIX столетия технология почти не претерпела изменений. Ее принцип состоит в том, что фрагменты витража соединяются друг с другом не с помощью металлической протяжки, а иным образом. Нарезанные по шаблонам и обработанные на станке цветные стекла оборачиваются медной самоклеящейся фольгой, затем раскладываются на кальке в соответствии с эскизом и спаиваются между собой оловянным припоем с двух сторон. Во избежание окисления пайки, готовое изделие патинируется и покрывается антиоксидантом.
При небольшой толщине используемого стекла, техника Тиффани позволяет создавать большие композиции, отличающиеся прочностью и легкостью. Особенность данной техники состоит в том, что она не поддается автоматизации, и большая часть работ выполняется вручную, что и определяет высокую стоимость художественного витража.
• Техника «Фьюзинг»
Технология спекания художественного стекла или фьюзинг открыла новую страницу в истории витражного искусства. Фьюзинг (англ. fusing — плавление, спекание) позволяет исключить использование протяжки и фольги. Композиция, составленная из цветных стекол и крошки, выкладывается на листе стекла, называемом «подложкой», а затем спекается в печи в единый пласт при температуре свыше 800˚C.
Чтобы избежать образования трещин, используются только совместимые серии стекол, а толщина готового изделия не должна превышать трех слоев. В зависимости от желаемого эффекта, контуры слоев могут растечься полностью или оставаться четкими, образуя рельефный рисунок. В технике «фьюзинг» могут быть изготовлены как небольшие элементы декора, так и отдельные предметы интерьера. Витражи, созданные по технологии спекания стекла, органично вписываются в современный интерьер и непременно понравятся любителям постмодернизма и high-tech.
• Классический витраж
В классической технике фрагменты цветного стекла вставляются в латунную протяжку, после чего места ее стыков пропаиваются и покрываются патиной. Классический витраж изготавливается с применением протяжек различного сечения. Каркас изделия создается из Н-образной протяжки, а его рама — из П-образной. Использование латунной протяжки вполне обосновано, поскольку в сравнении со свинцовой, она является более прочным и жестким материалом. Другое преимущество «латуни» — ее экологичность.
Стекла в классическом витраже, как правило, имеют прямолинейную конфигурацию и слабовыраженную кривизну. Примечательно, что в данной технике возможно объединять и крупные фрагменты стекла, что позволяет создавать изделия больших размеров.
• Художественная роспись по стеклу
Художественный витраж с росписью по стеклу является наиболее сложным в изготовлении. Стекла будущего витража расписываются специальными силикатными красками. Особенность данной техники состоит в том, что стекло не является пористым материалом и, следовательно, обладает низкой адгезией к поверхностным красочным покрытиям. Именно поэтому мы используем краски, требующие последующей термообработки, так как они являются наиболее долговечными и прочными.
После нанесения красок на стекло, они закрепляются путем обжига в печи. В результате чего краски спекаются со стеклом и становятся невосприимчивыми к выгоранию.
Художественная роспись часто применяется при необходимости детализации рисунка витража.
• Матирование (химическое травление стекла)
Данная техника позволяет при помощи химических реактивов создавать на поверхности стекла всевозможные орнаменты и рисунки в виде сочетания необработанных поверхностей с матовыми.
Предварительно подготовленный из прозрачного пластика трафарет наклеивается на лист стекла. Затем на открытые участки поверхности обрабатываемого стекла наносится паста для травления. По истечении 5-10 минут, пасту смывают водой, удаляют трафарет и вытирают стекло насухо. Протравленный на стекле рисунок не боится химического и механического воздействия.
Техника матирования может быть использована для оформления окон, перегородок, столешниц и зеркал.
В статье использованы материалы сайтов: http://www.auraglass.ru/ http://www.etc-nv.ru/